Одна комната в штаб-квартире Microsoft представляет все, что изменилось в философии компании в области дизайна. Внутри четыре ряда столов. В первом ряду все продукты компании, которые уже в магазинах. Во втором — продукты следующего поколения, а в третьем и четвертом — действительно концептуальные вещи, которые Microsoft планирует выпустить в будущем. «Если вы проводите достаточно времени в этой комнате, вы заметите пропуски, некоторые лампочки погаснут», — говорит Ральф Гроен, глава отдела разработки оборудования Microsoft.
В наши дни Microsoft все чаще смотрит на общую картину — не только на то, куда должен двигаться один продукт, но и на то, как целая экосистема продуктов должна разрабатываться, развиваться и работать вместе в ближайшие годы. В то время, как в прошлом продукты могли разрабатываться в секрете отдельными командами, и в результате они выглядели и ощущались разрозненно, теперь Microsoft отказался от этого подхода. В настоящее время в компании принята философия под названием «открытый дизайн», которая заключается в обмене идеями в компании, интеграции продуктов и ускорении оценки их успеха. В компании надеются, что это приведет к лучшему сочетанию аппаратного и программного обеспечения, которые должны выглядеть, как должно выглядеть выпущенное одной компанией.
«Изменить 44-летнюю компанию, чтобы сосредоточиться на изменении ее будущего, будет непросто»
Однако речь идет не только об улучшении визуального дизайна Microsoft. Это гораздо более глубокое изменение, призванное модернизировать то, как Microsoft разрабатывает программное обеспечение и позволить компании конкурировать с гораздо более ловкими стартапами, которые могут агрессивно преследовать многие предприятия, традиционной использующие продукты Microsoft. Многое поставлено на карту в технологической отрасли, которая с каждым годом движется все быстрее.
Мы читали много историй о том, как культура Microsoft изменилась за последние годы и как команды разработчиков работают все более тесно. Это настолько огромный сдвиг в Microsoft, что наши коллеги из The Verge решили лично убедиться в том, что компания сейчас работает по-другому. Поэтому в начале этого месяца они провели три дня в штаб-квартире компании в Редмонде, штат Вашингтон, где беседовали с дизайнерами и инженерами, участвовалм в совещаниях по планированию и беседовали с руководителями, участвующими в новом подходе к разработке.
Из этого визита ясно одно: Microsoft действительно извлекла уроки из своих ошибок прошлого. Но изменить 44-летнюю компанию, чтобы сосредоточиться на изменении ее будущего, будет нелегко.
Каждый четверг команды Microsoft Surface, Windows и разработчиков приложений собираются вместе, чтобы обсудить то, над чем они работают. Во время одной из этих многочисленных встреч в солнечном конференц-зале в штаб-квартире Microsoft в Редмонде дизайнеры обсуждали, насколько игривой должна быть Microsoft в своих проектах. Какой использовать тон голоса? Какое визуальное представление о личности продукта? В конечном счете, как голос Microsoft должен быть выражен в форме иллюстраций и дизайна?
На собрании присутствовало более десятка сотрудников, лично представляющих такие продукты, как OneNote, OneDrive и Microsoft Teams. Каждый критиковал проекты друг друга, предлагая мнения и способы работы в соответствии с цветовой палитрой Microsoft, принципами иллюстрации и общим голосом для последовательного создания продуктов. Это может звучать как совершенно нормальная встреча в большинстве компаний. В Microsoft это было бы невозможно представить всего 10 лет назад.
«Свободный дизайн предназначен для всего Microsoft»
Для своей самой последней системы проектирования, Fluent Design, Microsoft извлекает идеи из всей компании и синхронизирует всех с внутренним каталогом общих принципов и рекомендаций. Дизайнеры могут войти в систему, чтобы увидеть работу коллег с помощью макетов, концепций и версий дизайна, которые были уже представлены широкой публике. «Это был первый шаг базового уровня по демократизации дизайна в Microsoft», — говорит Джон Фридман, корпоративный вице-президент по дизайну и исследованиям в Microsoft.
Подход возник из-за одной из самых больших ошибок Microsoft: Windows Phone. Для запуска которого, Microsoft объединила команды разработчиков Windows, Office и аппаратного обеспечения для создания принципиально нового дизайна «Метро», благодаря которому ее операционная система выглядела современно. Возможно, Windows Phone как платформа провалилась, но ее дизайн действительно подтолкнул Apple и Google к созданию более совершенных мобильных операционных систем.
«Я думаю, что мы узнали, по крайней мере, в области Windows Phone, что у нас есть отличная система дизайна, которая не может быть создана просто для одного продукта», — говорит Альберт Шум, руководитель отдела дизайна Windows. «Как вы сможете масштабировать ее до сотен продуктов, обслуживающих миллионы клиентов, в некотором смысле, миллиарды клиентов?»
Это вернуло Microsoft к основам дизайна, заставив уделять гораздо больше внимания простоте. Вместо жирной типографики и сквозного контента Fluent фокусируется на тонких элементах, таких как свет, глубина, движение и материал. Мы видели его в Windows с намеками на эффект движения и размытия. Он также появился в Office и в интернете в таких сервисах, как OneDrive, Office Online и Outlook. Microsoft постепенно делает Fluent центральным элементом того, что компания думает о дизайне.
В одном из семинаров Microsoft по аппаратному обеспечению наши коллеги заметили невыпущенный Surface Mini, расположенный на полке дизайнера. Когда они шутя сказали Гроену, начальнику отдела проектирования оборудования, о том, что он забыл заставить свою команду спрятать Surface Mini, он больше интересовался обсуждением того, что будет дальше. «Мы являемся компанией-разработчиком программного обеспечения, и способность разрабатывать лучшее программное обеспечение с помощью аппаратных средств всегда вдохновляет нас», — говорит он.
В рамках нового рабочего процесса у Microsoft есть дизайнеры, работающие над внешне разнородным оборудованием. Наши коллеги поговорили с Крисом Куявски (Chris Kujawski), промышленным дизайнером Xbox, который сказал, что изменения в компании означают, что теперь у дизайнеров появилось больше возможностей, и работа кажется менее устаревшей, потому что дизайнеры теперь могут работать вместе более свободно. Это означает, что кто-то, ответственный за разработку адаптивного контроллера Xbox, теперь работает не только над новой консолью Xbox, но и разрабатывает новый Surface.
Аппаратные средства Xbox и Surface могут выглядеть не одинаково, но команды, ответственные за их дизайн, сейчас в Microsoft сидят рядом друг с другом. Кейт Шоук, промышленный дизайнер, работавшая над Surface Book, говорит, что этот новый способ работы означает, что она «постоянно делает новые вещи» и «постоянно узнает что-то новое» от коллег-дизайнеров.
«Microsoft думает об оборудовании, как о стадии разработки программного обеспечения»
Все это оборудование требует программного обеспечения для его работы, и Microsoft не считает это отдельными процессами. «Мы всегда думаем об оборудовании как о стадии разработки программного обеспечения», — говорит Грин. «Иногда оборудование также может влиять на производительность программного обеспечения, поэтому нужно учитывать оба варианта этих элементов».
Если вспомнить оригинальный планшет Surface RT, выпущенный вместе с Windows 8, то программное обеспечение (Windows RT) действительно сильно отставало от аппаратного обеспечения и предлагало урезанные приложения и слабую производительность. «В то же время мы интенсивно фокусировались на аппаратном обеспечении, в то время как программное обеспечение разрабатывалось… без особых затрат времени, чтобы слишком сильно влиять друг на друга», — говорит Гроен. Цель любого будущего аппаратного обеспечения Surface — никогда не повторять ошибку в ситуации Surface RT и гарантировать, что программное обеспечение будет идти с ним в ногу.
Скорость работы конкурентов также оказала огромное влияние на Microsoft. Компания начала создавать аппаратное обеспечение Surface, увидев безудержный успех Apple с MacBook Air и iPad, в то время как регулярные обновления программного обеспечения Google для Chrome и Android сыграли свою роль в обеспечении непрерывной итерации Windows 10.
Но не только коллеги-технологи вызвали беспокойство у Microsoft. В настоящее время существуют тысячи стартапов, которые конкурируют за части бизнеса компании, от Office до облачных сервисов и Outlook.
Программный ландшафт сильно изменился с тех пор, как Microsoft впервые вышла на рынок. В свое время новая версия Windows выпускалась каждые несколько лет. Группы разработчиков программного обеспечения, оборудования и дизайна были разобщены, и это не имело большого значения — дизайн был минимальным, а конкуренты — отсутствовали.
«Команды Microsoft сражались друг с другом»
Внутри команды Microsoft также сражались друг с другом. «Вы все видели картину того, как все команды в Microsoft направляли оружие друг на друга», — сказал The Verge менеджер Windows Phone почти семь лет назад. Раньше у Microsoft была репутация компании состоящей из изолированных команд, которыми руководили боссы, конкурировавшие с другими командами за создание самого популярного продукта. Соучредитель компании Билл Гейтс, как известно, проводил разборы продуктов, убивая годы работы за одну встречу, и это еще больше вдохновляло этих владельцев вотчин, поскольку команды боролись за внимание Гейтса.
Но за последнее десятилетие многое изменилось. Конкуренты, такие как Google и Apple, создали конкурирующие с приложениями Microsoft продукты и довольно неплохие. Office, бизнес с капиталом в 35 миллиардов долларов в год, который по-прежнему доминирует в Microsoft, в настоящее время активно атакуется сервисами Google Suite, такими инструментами, как Facebook Workplace и многими другими.
В то же время небольшие стартапы отрывают кусочки огромного бизнеса Microsoft, часто с большим успехом. Dropbox и Slack смогли внедрить инновации таким образом, что Microsoft медленно реагировала на них, и компания оказалась догоняющей. В настоящее время Slack оценивается в 7,1 миллиарда долларов, и за его обслуживание платят более 30 миллионов клиентов. Dropbox стал публичной компанией, и его стоимость оценивается примерно в 10 миллиардов долларов.
Некоторые из этих угроз являются незначительными для основных направлений деятельности Microsoft, но некоторые — нет. Поскольку платформы, находящиеся вне контроля Microsoft, такие как iOS и Android, все чаще привлекают больше людей, Microsoft необходимо создавать приложения, которые будут конкурировать на этих платформах. Компания больше не выпускает программное обеспечение для доминирующей платформы под своим контролем, она борется за долю рынка на широком рынке, где приложение, которое станет успешным, может быстро взлететь и привлечь пользователей. Microsoft даже приобрела такие приложения, как Accompli, чтобы создать свое ведущее приложение Outlook для iPhone и избежать отставания.
Позже на совещании иллюстраторы обсудили добавление черепахи. Они думают об использовании черепахи, чтобы проиллюстрировать медленную страницу подключения в Microsoft Teams, но сначала нужно было принять некоторые решения: должна ли она медленно анимироваться? Должна ли она носить толстовку? Будет ли она понятна во всех странах?
Большее участие может привести к более острой, более инклюзивной работе. Но это также может погубить компанию, поскольку она пытается угодить всем и привлечь всех участников. Наши коллеги стали свидетелями этого во время встречи дизайнеров, когда все обсуждали анимированное изображение профиля. Все дизайнеры были сосредоточены на том, как анимировать изображение, но я просто сидел, молча удивляясь, почему изображение профиля не было правильно выровнено по центру. Для такой крупной компании, как Microsoft, непросто открыть процесс проектирования и развиваться, не замедляясь и не упуская основ.
Для Microsoft пересмотр того, как компания подходит к дизайну, — это также пересмотр того, как она разрабатывает продукты. Все чаще компания признает неудачи и тестирует новые функции, чтобы ускорить время разработки: это означает более быстрое создание прототипов, обучение использованию сообществ с открытым исходным кодом и смещение ядра своего программного обеспечения.
Старый подход Microsoft заключался в написании каждой строки кода. Современные стартапы, говорит Фридман, пишут около 5 процентов своего кода, полагаясь на инструменты с открытым исходным кодом. «Есть все эти замечательные материалы с открытым исходным кодом, которые создают другие компании и которые мы также создаем, и мы начинаем делиться ими более открыто», — говорит Фридман. «Для нас это просто использование открытого исходного кода в дизайне и разработке».
Microsoft также создала новый способ создания прототипов будущих продуктов, как аппаратных, так и программных, что сокращает время создания прототипа с часов или дней до минут. Он начинался как инструмент для тестирования изменений в Office в интернете, прежде чем дизайнеры Microsoft реорганизовали код, чтобы сделать его открытым исходным кодом, и начали создавать прототипы таких вещей, как новый интерфейс Microsoft Search компании, новый способ получения результатов поиска в Office, Windows и т. д.
Инструмент-прототип — это, по сути, веб-версия Windows и Office, в которой дизайнеры могут мгновенно изменять внешний вид. Разработчики Windows, Office и Microsoft Edge теперь используют этот инструмент для тестирования изменений в продуктах. «Это позволяет нам представить новое аппаратное обеспечение, аппаратное обеспечение без экранов, аппаратное обеспечение с экранами, всевозможные устройства, чтобы узнать, есть ли здесь ценность, прежде чем мы начнем инвестировать в создание реального продукта», — говорит Фридман.
Производители продуктов также используют этот новый инструмент-прототип, чтобы лучше понять, какие программные изменения потребуются для оборудования в будущем. Благодаря этому новому инструменту-прототипу разработчики аппаратного обеспечения Microsoft теперь могут попытаться осмыслить будущее оборудование с дисплеями или без них. Некоторые из этих будущих аппаратных средств могут включать двойные экраны или даже устройства со складными дисплеями. Microsoft работает над поддержкой этого типа оборудования, но явно ждет подходящей возможности для запуска чего-то совершенно нового.
«Microsoft пытается быть более гибким»
Инвестирование в продукты, будь то аппаратное или программное обеспечение, всегда были крупными ставками для Microsoft, которые не всегда срабатывали. «Когда мы раньше обновляли программное обеспечение, клиентское программное обеспечение, каждые два-три года, мы должны были представить, что произойдет через два года в отрасли, и быть правыми в отношении решения», — говорит Фридман. «Это действительно сложно, потому что индустрия движется все быстрее и быстрее».
Предполагается, что команды в рамках Microsoft будут работать в серии от коротких спринтов до прототипов или законченных проектов. Вместо того, чтобы все готовили определенный продукт к дате, месяцами или годами позже, создается упрощенная версия проекта, в которую затем добавляются дополнительные элементы.
Подумайте об этом более гибком подходе, например, о том, как сделать очень простую пиццу, а затем каждый раз добавлять более вкусные начинки. Ценность проекта или его отсутствие видны гораздо раньше и намного раньше, чем он будет закончен. Философия «открытого дизайна» Microsoft применяет тот же набор правил проектирования во всей компании и позволяет легко встраивать элементы дизайна, созданные для одного продукта, в другой. Каждому продукту не нужен собственный чат или панель поиска. Вместо этого общие элементы дизайна похожи на начинки. Они унифицированы и используются повторно.
Этот новый акцент на скорости и использовании открытого исходного кода изменил способ поступления продуктов Microsoft на рынок. «Я думаю, что наша новая философия заключается в том, чтобы на самом деле пытаться что-то делать… и если продукты терпят неудачу, то мы их сворачиваем, и это замечательное знание, которое мы затем применяем к следующему продукту», — говорит Фридман. «Все больше и больше людей в Microsoft получают вознаграждение за то, что они пробуют, учатся, а затем применяют полученные знания. Потому что мы инвестируем в культуру роста».
Если этот новый подход к проектированию в Microsoft сработает, то компания должна иметь хорошие возможности для реагирования на изменения программного и аппаратного обеспечения в предстоящие годы. Но ничего подобного никогда не бывает легким. Для такой большой компании, как Microsoft, это звучит как многолетнее изменение, и нет никаких гарантий, что оно будет успешным. Microsoft потратила 7,5 миллиардов долларов на приобретение GitHub и позволяет своим разработчикам обмениваться информацией и сотрудничать еще ближе. Теперь задача состоит в том, чтобы действительно заставить всех использовать новый подход и полностью пересмотреть внутреннюю культуру Microsoft.
Microsoft с открытым исходным кодом, ее переход на Chromium в новом браузере Edge и новый открытый дизайн дают четкие подсказки о том, как компания меняет свое будущее. «Я надеюсь, что каждый сможет создать часть опыта Microsoft через 10 лет. Я надеюсь, что названия продуктов полностью исчезнут в будущем», — объясняет Фридман.
Помимо открытого исходного кода и Windows, будущее Microsoft выглядит все более и более интересным благодаря тому, что что компания стала прислушиваться к людям, которые используют ее продукты. Мы видели это недавно с адаптивным контроллером Xbox, и мы начинаем видеть, как направление Surface перемещается в более личные области, такие как наушники. Это подход, который мы впервые увидели в программе обратной связи Windows, и теперь компания все больше рассчитывает на то, что ее клиенты будут влиять на ее дизайнерские решения.
Надеемся, что внимание к мнению клиентов будет означать лучшее аппаратное и программное обеспечение, но централизованный дизайн Microsoft означает, что компанию может ожидать провал. Единый дизайн поднимает ставки. Если неудачу терпит один продукт, все остальные также терпят неудачу. Но если Microsoft действительно прислушивается к своим клиентам, то этот новый гибкий подход должен позволить компании быстро все исправить.
«Открытый дизайн — это ставка на будущее»
Ясно, что Microsoft извлекла уроки из своего прошлого, и этот новый сдвиг в дизайне — разумная ставка на ее будущее. Теперь задача состоит в том, чтобы объединить все идеи Microsoft от более чем 100 000 сотрудников в единый дизайн, который будет выглядеть и ощущаться согласованным с миллиардами людей, которые используют такие продукты, как Office или Windows.
Задача также состоит в том, чтобы не слишком рано запускать новые продукты и не опаздывать, что является сложным балансом, который не позволит Microsoft запускать проекты и закрывать их в течение нескольких месяцев.
Источник: The Verge