Устройства линейки Surface часто хвалят за продвинутый, изящный и минималистичный дизайн — увы, но это достигается за счет очень низкой ремонтопригодности. Вместо использования видимых шурупов Microsoft полагается на клей, из-за которого разобрать корпус, не повредив его, крайне трудно. Так, Surface Pro 7 на портале iFixit набрал всего 1 из 10 баллов по шкале ремонтопригодности, как и все прошлые модели.
В результате в октябре 2021 Microsoft получил резолюцию от As You Sow, в которой требовалось уделить внимание проблемам с ремонтом. Microsoft быстро ответил на нее и претензию отозвали; вот что компания пообещала немедленно предпринять:
- поручить третьей стороне исследование, оценивающее экологические и социальные последствия, связанные с расширением доступа потребителей к ремонту, и определить новые механизмы для расширения ремонтопригодности, в том числе для устройств Surface и консолей Xbox.
- расширить доступность определенных деталей и ремонтной документации за пределами сети авторизованных поставщиков услуг Microsoft.
- запустить новые механизмы для обеспечения и облегчения локальных вариантов ремонта для потребителей.
Последние два вопроса были позже решены благодаря партнерству с iFixit. Обе компании объявили о создании специального набора для ремонта последних устройств Surface, включая Surface Pro 7+/8/Pro X, Surface Laptop 3 и 4, Surface Laptop Go, Surface Laptop SE и Surface Laptop Studio. Эти инструменты доступны для покупки независимыми специалистами по ремонту и дают потребителям недорогой вариант самостоятельно отремонтировать продукты Microsoft.
На днях Microsoft завершил работу по первому пункту октябрьских обещаний — исследование третьей стороной экологических и социальных последствий.
Исследование было опубликовано консалтинговой компаний Oakdene Hollins и передано порталу Windows Central. В 11-страничном документе подробно приводится оценка ситуации и выводе по ней — получение потребителями права на самостоятельный ремонт по сравнению с возвратом устройства однозначно экологически лучше.
Ниже приводим основные выводы исследования:
Исследование показало, что по сравнению со сценарием замены устройства, все формы ремонта обеспечивают значительные преимущества по сокращению выбросов парниковых газов (ПГ) и отходов. Исследование также показало, что создание условий для ремонта посредством дизайна устройств, предложения запасных частей и локализации ремонта имеет значительный потенциал для сокращения выбросов углерода и отходов. Наконец, в исследовании подчеркивается роль, которую транспортная логистика может играть в увеличении общих выбросов парниковых газов, связанных с ремонтными услугами. Для дальнейшего сокращения отходов и выбросов парниковых газов компании Microsoft рекомендуется предпринять шаги по расширению мест и возможностей для ремонта большего количества устройств и продвижению услуг ремонта по почте.
Вот еще несколько ключевых моментов исследования из пресс-релиза:
- для семи изученных устройств исследование показало, что ремонт изделия вместо замены устройства может дать до 92% сокращения потенциального образования отходов и выбросов парниковых газов.
- более 20% чистых преимуществ ремонта в плане экологичности определяются методом транспортировки и логистикой доставки устройств на ремонтные предприятия.
- услуги по ремонту «по почте» обеспечивают самые низкие выбросы парниковых газов, даже на больших расстояниях, по сравнению с другими методами транспортировки, например, когда потребители добираются до ремонтных предприятий на собственных автомобилях.
В исследовании отмечается, что отправка устройств по почте авторизованным поставщикам услуг (АПУ) оказывает наименьшее общее воздействие на выбросы парниковых газов. Тем не менее, Microsoft может сделать еще больше, расширив список «мест и возможностей для ремонта АПУ большего количества устройств и продвигая массовые услуги по ремонту по почте, когда это возможно». Рекомендация сформулирована так: «В настоящее время ремонт АПУ доступен только для коммерческих клиентов Microsoft, но данное исследование подтверждает необходимость расширения ремонта АПУ для всех клиентов».
Хотя интуитивно кажется, что для экологии лучше, если потребитель сам привозит устройство на ремонт, в отчете отмечается, что даже на более коротких расстояниях «выбросы ПГ могут расти экспоненциально». Тем временем наличие близлежащих АПУ, для которых существует возможность получить устройство по почте, позволяет заметно снизить выбросы, даже при дальнем расстоянии транспортировки, в связи с чем рекомендуется это поддерживать.
Это хорошая новость, однако она заставляет задуматься о том, что Microsoft вообще-то закрыл все свои официальные магазины в 2020 году. Тем не менее, в отличие от Apple, компания никогда и не производила ремонт Surface в этих магазинах. Вместо этого устройство просто обменивалось на новое, а неисправный девайс отправлялся на заводской ремонт. Позже устройство продавалось как восстановленное или использовалось для гарантийного обмена. Влияние на окружающую среду наверняка было значительным, поскольку такая политика приводила к ненужным отходам.
Отчет также любопытно сравнить с недавней идеей Apple отправлять 35-килограммовый набор для ремонта на дом потребителю. Негативное влияние на окружающую среду отправки 35 килограмм оборудования вместо посылки с 200-граммовым iPhone кажется очевидным.
Microsoft повышает ремонтопригодность Surface
Начиная с 2017 года Microsoft начал изучать способы повышения ремонтопригодности устройств Surface, большинство из которых разрабатывалось в течение многих лет, прежде чем попасть на рынок. Одним из первых улучшенных устройств стал Surface Laptop 3 — с него можно было снять клавиатурную панель для доступа к внутренним компонентам. С тех пор для Surface Pro X и Surface Pro 8 обеспечили легкий доступ к отсеку SSD, а новый Surface Laptop Studio гораздо более ремонтопригоден, чем Surface Book 3.
Surface Pro X даже обошел iPad от Apple в 2019 году по ремонтопригодности, получив 6 баллов из 10 от iFixit — это уже значительно больше, чем 1 балл за Surface Pro 7. Эта новость сильно удивила iFixit:
Похоже, Microsoft как минимум попытался запрыгнуть в вагон ремонтопригодности — если сравнивать Pro X и Laptop 3, даже тяжело поверить во все изменения, ориентированные на легкий ремонт!
В беседе с Джейсоном Брауном, директором NPI Design for Repair, и Джереми Л. Макклейном, директором по успеху и опыту клиентов Microsoft, представитель Windows Central спросил о проблемах, с которыми столкнулся Microsoft при балансировании айдентики Surface ID — внешнего вида, ощущения от использования — с необходимостью соблюдения права на ремонт. В конце концов, перейти от клея на скрытые винты — дело непростое. Решение оказалось элементарным — стандартизированные инструменты. Microsoft может проработать конкретный список принципов дизайна, а затем использовать упрощенный набор инструментов для передачи права на ремонт. Тем не менее, устройства должны быть разработаны с нуля с учетом этих соображений, без удара по инновациям.
Что касается именно ноутбуков, Microsoft сообщает, что дисплеи обычно занимают первое место по количеству поломок, за ними следуют клавиатуры. Батареи редко ломаются, но в долгосрочной перспективе они часто выходят из строя, поскольку со временем ослабевают. Возможность замены этих батарей, особенно после истечения срока гарантии, — это одна из проблем, на которую Microsoft обращает особое внимание, стараясь избежать утилизации Surface. То же самое касается дисплеев, которые могут износиться и сломаться со временем, при этом не теряя в качестве работы на протяжении определенного срока.
Microsoft также отмечает, что ремонт на месте, особенно для школ, имеет решающее значение для контроля расходов. Эта концепция была ключевой для Surface Laptop SE — его можно полностью разобрать на части с помощью всего пары инструментов.
Конечно, не все устройства равны. Если Surface Laptop Studio намного проще в ремонте, чем Surface Book 3, тот же Surface Duo 2 устроен куда более сложно. Microsoft отмечает, что все еще необходимо искать баланс между безопасностью и инновационным дизайном. Тем не менее, компания сообщила, что все устройства в будущем будут разрабатываться с учетом ремонтопригодности, что означает «нулевой регресс» между поколениями.
В целом, Microsoft предпринимает амбициозные шаги, чтобы сделать Surface и Xbox более удобными для ремонта, чем когда-либо. Хотя работы еще много, и преимущества получат только новые Surface, по крайней мере, у Surface Pro 8 теперь будет куда больше шансов обрести вторую жизнь, а не быть отправленным на переработку. Что бы вы ни думали о проблемах окружающей среды, трудно отрицать очевидное: простой ремонт — важный аспект удобного и качественного устройства.