Разбираемся: почему Microsoft имеет все шансы стать самой успешной компанией в области AR/MR

Microsoft активно продвигал смешанную реальность еще с момента выпуска первых очков HoloLens в 2015 году. Сейчас, шесть лет спустя, можно заметить куда более значительный прогресс в этой индустрии в области продаж предприятиям, нежели продаж на потребительском рынке. У компании есть одно важное и очевидное преимущество перед потенциальными конкурентами: у нее уже есть готовый продукт.

Microsoft — единственная компания, зарабатывающая на смешанной реальности когда-то миллионы, а теперь и миллиарды. HoloLens пользуются Airbus, Lockheed Martin/NASA, Medivis, Кейсовский университет Западного резервного района, очки также пригодились в операционных, а недавно Microsoft заключил контракт с армией США на 22 миллиарда долларов. В прошлом месяце компания сообщила о партнерстве с OceanX, Niantic и Lune Rouge в рамках работы над технологией Microsoft Mesh, которая включает в себя голопортацию (виртуальная телепортация 3D-моделей людей).

Почему это так важно? Пока разговоры о потенциальных конкурентах вроде Apple, Facebook, Google и менее известных, вроде Nreal Light, только ведутся, Microsoft уже вышел на рынок. И дела у компании идут очень хорошо, окупая вложения с лихвой, пока остальные еще даже не запустили свой продукт. Microsoft фактически опережает другие компании на несколько лет.

Речь не только о продаже очков. Сейчас Microsoft занимается чуть менее увлекательными вещами — закладывает основы использования смешанной реальности в будущем. Компания не просто делает модное и красивое аппаратное обеспечение, но  занимается производством важных кросс-платформенных инструментов разработки — пространственные якоря Azure, удаленный рендеринг, якоря объектов, Mesh. Создать HoloLens — это одно дело, а вот сделать инструменты разработки и саму платформу — совершенно другое.

Помимо прочего, Microsoft учитывает обратную связь. Компания не скрывает, как именно проходит сотрудничество компаний с HoloLens — Microsoft подгоняет функции, аппаратное и программное обеспечение под запросы клиентов, которые активно пользуются устройством в разных условиях. Так, недавно появилась возможность добавлять поддержку LTE и 5G. Реальные отзывы — это то, чего не добьешься в лаборатории. Другим компаниям остается только гадать, что же нужно пользователям.

В воздухе висит вопрос — если Microsoft и примет решение вывести свои технологии смешанной реальности на потребительский рынок, будет ли это реализовано через линейку Surface? Впервые этот вопрос возник в 2015, когда на HoloLens показали Minecraft, однако пока даже в самой компании, судя по всему, ответа дать не могут.

Сейчас концепции смешанной и дополненной реальности понимаются пользователями довольно смутно, а сами эти категории определены не очень четко. Звучит все крайне интересно, но применить эти технологии с пользой в реальном мире — задача не из простых. Как и в случае с 3D-экранами для телефонов, технология не может просто быть «крутой». Она должна быть полезной. Google узнал это по собственному горькому опыту, выпустив нашумевшие Glass в 2013. С выходом новых очков Google Glass Enterprise Edition 2 в 2019 проект пошел ко дну и едва ли привлекает теперь внимание прессы и потенциальных партнеров.

Сейчас в поле дополненной реальности появился новый игрок — Facebook, что неудивительно. Однако у компании невероятно много проблем с приватностью и пока что нет ни одного успешного устройства для потребительского рынка, помимо Oculus. Ходят слухи, что Snapchat также может начать работать с дополненной реальностью, но даже эти новости практически никого не заинтересовали.

Больше всех внимание любителей технологий сейчас приковал к себе Apple. Несмотря на заявления, что никакие технологии смешанной реальности не будут воплощены в устройстве (которое в прессе успели прозвать Apple Glass) до 2025 года, репутация компании позволяет уже сейчас привлечь публику. Ждать еще как минимум четыре года — по слухам, нет даже прототипа. Зато, возможно, в 2022 появится что-то условно традиционное, вроде шлема дополненной/виртуальной реальности. Это станет первой фазой проекта, а третьей — и это не шутка — контактные линзы дополненной реальности примерно в 2030.

У Apple вполне могут быть самые высокие шансы на успех на потребительском рынке смешанной/дополненной реальности. Идея, которую компания сейчас, по-видимому, преследует, очень мощная; с использованием iPhone в качестве центрального процессора, Apple Watch как интерфейса и AirPods для передачи звука этому набору будет не хватать только системы так называемого «индикатора на лобовом стекле» в виде съемных линз. Ни у одной другой компании нет настолько унифицированной экосистемы и программного обеспечения, что уж говорить об армии разработчиков, которые включатся в игру по первому зову.

Тем не менее, на поле Microsoft компания вряд ли когда-либо зайдет. Идея обеспечивать армию хитрыми технологиями противоречит всему святому, что есть у Apple, а в операционных и на летящих на Марс кораблях NASA, после заключенных с Microsoft контрактов, бренд тоже особо не ждут. Такое разделение, скорее всего, станет похоже на ситуацию, которую мы имеем сейчас: за Apple — модные бутики с продукцией для просьюмеров, а за Microsoft — предприятия, профессиональные области и все остальное.

Помимо прочего хочется сказать еще две вещи. Во-первых, известно, что Microsoft все же рассматривает вариант создания смешанной/дополненной реальности и для потребителя, или как минимум готов сделать эти технологии более полезными в быту. Так, в патенте 2019 года можно увидеть, как выглядели бы уменьшенные очки HoloLens, адаптированные под военных и гражданских.

Также известно, что Microsoft работает над «бесконечным полем обзора (FOV)», скорее всего — для следующего поколения HoloLens. Это может стать важнейшим прорывом в технологии смешанной реальности. Алекс Кипман, глава HoloLens и голографических вычислений в Microsoft, считает, что носимые устройства станут заменой физическим дисплеям в будущем. И, несмотря на почти полное отсутствие к этому интереса, Windows Mixed Reality существует в качестве виртуального интерфейса Windows уже сейчас. Вся платформа Windows Mixed Reality для данного этапа своего развития уже функционирует просто отлично. Есть ли хоть одна другая компания, полностью виртуализировавшая операционную систему? Microsoft это сделал еще в 2017 году.

Во-вторых, даже если Microsoft решит не заходить на потребительский рынок смешанной/дополненной реальности так же активно, как Apple, компания все равно сыграет (как и обычно) важнейшую роль в обеспечении этих технологий. Так, Azure и пространственные якоря (Spatial Anchors) уже работают на iOS. В Microsoft предпочитает создавать такие сервисы и платформы для AR/MR, которыми захотят пользоваться другие компании. Microsoft хорошо известно, что купить готовые инструменты разработки гораздо проще, чем создать свои, и это для компании очень важный момент.

Конечно, быть первым — еще не значит быть самым успешным и популярным. Ранние успехи Microsoft с HoloLens — это отличный показатель, но вовсе не залог успеха в будущем. История технологий полна примеров компаний, которые создали нечто уникальное, только чтобы затем пасть под натиском конкурентов. Такое вполне может произойти. Но даже несмотря на активно изменяющуюся динамику рынка, сейчас у Microsoft есть все шансы победить в этой гонке.

В России вы можете купить HoloLens 2 в нашем фирменном магазине!

Не пропустите наш Обзор Microsoft HoloLens 2

Добавить комментарий